Туристический портал Гороховца. Официальный сайт

Гороховецкое «прядено»

Гороховецкое «прядено»

Слушать подкаст

Вряд ли современные гороховчане смогут пояснить, о чем идет речь. А ведь на протяжении трех столетий именно гороховецкое «прядено» было образцом высокого искусства мастериц из Гороховца, об этом свидетельствуют разные исторические источники.

Так что же такое – «прядено», и какое значение имело для наших предков?  Из тех же исторических документов становится понятно, что по старинной терминологии это льняная пряжа различной толщины. Жизнь русского народа во все времена была неразрывно связана со льном. Из этой очень непростой для выращивания и обработки культуры с незапамятных времен пряли нити, ткали полотно и шили одежду наши предки.

Цветущее льняное поле… Настоящая сказка… Очень нежное и в то же время глубокое описание в своем произведении «Льняное поле в цвету» оставил Виктор Астафьев: «Закрою глаза – и вот оно явственно передо мною. Слабенькая с виду зелень, отраженная от другой, более буйной, напористой растительности. Тишина поля открыта доверчивому сердцу. Древняя во всем покорность жизни царствует здесь – солнцу, свету небесному, от которого набирается поле скромного, домашнего и тоже доверчиво-тихого цвета. Но эта ненадоедная однотонность, однообразность и уединенность его кажущаяся, застенчивость вкрадчивая. Уже в близком отдалении поле разливается в мглисто-небесную ширь, чем далее к горизонту, тем яснее сияющую, и уже не понять: где поле, где небо – живая, все в свою глубь погружающая синь».

Вот этой незатейливой, но вдохновляющей красотой любовались наши предки в далекие прошлые века. «Население Владимирской земли и входящего в край Гороховецкого уезда в XIV-XV веках занимались земледелием, ремеслом и торговлей», - читаем у Михаила Николаевича Тихомирова «Средневековая Россия на международных путях». В этот период наряду с ячменем, овсом и рожью выращивали лен как техническую культуру. Из него выделывали холст и полотно, льняные материи употреблялись для одежды и белья.

Гороховецкое «прядено» в исторических источниках появляется в более поздний период. В Гороховецкой исторической хронике Н.И.Андреева, краеведа, библиофила, читаем: «Вниз по Оке и Волге гороховчане отправляли «инструменты для ловления рыбы». Это канаты, веревки, бечевы и льняные нитки для изготовления сетей и неводов, которые выделывались в Гороховецком уезде и пользовались большим спросом в России в XVII-XVIII столетиях».

Еще в 1664 году, в конце сентября, воевода якутского острога Иван Федорович Голенищев-Кутузов Большой (предок великого русского полководца) послал в Москву в Сибирский приказ казацкого пятидесятника Федора Охлопкова с просьбой к царю Алексею Михайловичу, в которой он просил прислать в Якутск «… для Твоих дальних и годовых многих служб… прядена на бечевы гороховецкого, что прядетца, Государь, в Гороховце, и на сшивку твоих, Великий Государь, соболей, и на сшивку парусов, и … на неводные сети».

Якутский воевода в своей грамоте просил доставки не прядена вообще, он желал получить «прядена гороховецкого». Лен на территории Московского государства сеялся повсеместно, но слава утвердилась за качеством продукции из Гороховца. По-видимому, это зависело и от сорта льна, который слыл на московских рынках того времени как лен сорта ярополческого (по названию соседней с Гороховцом Ярополческой волости), и от искусства гороховецких прях. Вот поэтому гороховецкое прядено требовали не только на московских торгах, но и в далекой сибирской земле. Следует заметить, что примерно в этот период была подготовлена и осуществлена экспедиция Семена Дежнева, впервые прошедшего на своих кочах (деревянных судах) пролив между Азией и Америкой. Кто знает, возможно, ледяные ветры Беренгова моря надували паруса на судах экспедиции, которые были сшиты крепкими льняными нитками, спряденными в далеком городе на Клязьме.

Мастерство гороховецких прях известно было и в более поздние времена. В «Топографическом описании Владимирской губернии» 1784 года сообщается, что «женщины города  Гороховца ткут тонкие нити, которые по качеству, если не превосходят, то не уступают голландским и шленским (Шленск – историческая область на юго-западе Польши)…». На страницах «Владимирских губернских ведомостей» (№54 за 1854 год) сообщалось: «Льнопрядение испоконь принадлежало к занятиям женщин в городе Гороховце и доставляло им, особенно в зимнее время, удовлетворительное вознаграждение. Они садились за гребень и веретено и пряли всю зиму. Гороховецкие нитки известны были на всю Россию и по своему качеству не уступали иностранным. Продавались они в волжских городах и в Сибири. Доход от продажи достигал до 20 тысяч рублей». Это занятие сохранялось до конца XIX века.

Об этом промысле Гороховецкого уезда очень подробно в своем сочинении «Путешествие по Русским проселочным дорогам» пишет помещик Тверской губернии Дмитрий Павлович Шелехов, совершивший в 1-ой половине XIX столетия путешествие по России. «В Вязниках и Гороховце встречается льняной промысел». Пальму первенства в льнопрядении он по праву отдает Вязниковскому купцу Елизарову, который на своей фабрике в Гороховецком уезде на речке Люлех, по мнению Шелехова, первым механизировал льнопрядение в России. Читаем в его Путешествии: «В десяти верстах от Гороховца, в лесной глуши, с давних пор  стояла на небольшой речке ничтожная мукомольная мельница. Кое-как, с горем пополам,  она колыхала два постава жерновов. Купец Елизаров (Ефим Григорьевич) сломал дрянную мельницу и поставил на этом месте льнопрядильню на диво целой Европе. Струя воды приводит в движение двадцать четыре прядильных машины по двадцати по четыре веретена, тут же есть машины, которые мнут, чешут и мыкают лен. Пряжа выходит тонины удивительной. Еще недавно во Франции предлагали премию за изобретение льнопрядильной машины, которая у нас в России уже существует.» И далее… «В городе и в окрестностях прядут удивительной тонины нитки для кружев. В десяти моточках весу бывает не более шести золотников (25 грамм). Связочки таких ниток прежде продавались по двенадцати рублей.»  В 1855 году прядением этих ниток занималось 300 человек.

В своей ранее упомянутой «Гороховецкой исторической хронике» Николай Иванович Андреев отмечает, что купцы Елизаровы – выходцы из Гороховца, все они, в том числе последний из них Вязниковский городской голова Владимир Васильевич Елизаров, почти до самой смерти не теряли связей с Гороховецким уездом.

По воспоминаниям старожил в Гороховце и его окрестностях в начале XX века семьи частным порядком еще сажали и обрабатывали лен, пряли нити и ткали холсты и полотна для изготовления одежды и белья, в том числе полотенца, украшенные узорным белым браным ткачеством.

Сегодня, в XXI веке, жители разных стран и континентов, всех возрастов и вероисповеданий, без учета социального статуса  предпочитают прочные, комфортные, экологически чистые льняные ткани.