Продолжительность программы: 5 часов
Лысая гора
Памятник археологии федерального значения.
Побывав на Лысой горе, нетрудно догадаться о происхождении ее названия. Вдоль всего коренного правого берега р. Клязьмы шумит лес, и только на этой возвышенности и ее склонах не выросло ни одного деревца. Причину этого объясняет легенда.
В 1545 году на русские земли напал татарский хан Аманак (по другой версии Улу-Мухаммед). Но Русь была уже не та, что во времена Батыя, да и татары уже не располагали такой силой. Нападавшие терпели поражения, как говорится в летописи, «татар тогда били в Нижнем Новгороде, и под Муромом, и в Горóховце, и под Горóховцем». По преданию, именно в Гороховце был убит один из татарских ханов. Похоронили его на берегу р.Клязьмы, каждый из воинов принес на могилу хана горсть земли, и насыпали они огромный холм. И с тех пор здесь не выросло ни одного деревца.
В 1929 году тайны горы заинтересовали археолога, будущего доктора исторических наук Отто Николаевича Бадера. Раскопки показали, что Лысая гора представляет собой холм естественного происхождения, где ещё в V веке до н.э. жили люди племени меря.
Защищенное с трёх сторон крутыми скатами берега Клязьмы, это городище ещё до начала нашей эры было укреплено с четвёртой стороны земляным валом, сохранившимся до наших дней.
Гончарные и костяные изделия, найденные здесь, доказывают, что заселение продолжалось и в I тысячелетии нашей эры. Вероятно, стоянка возникала здесь не один раз. Здесь найдено немало изделий из кости: проколки, шило, амулет, изготовленный из зуба животного. Найдены археологами также топор, точильный брусок, кусок шлифовального камня, наконечники стрел.
Почему же здесь не приживаются деревья и кустарники – до сих пор остается загадкой...
Никольская гора
Свято-Троице-Никольский мужской монастырь
На этом холме, на семьдесят метров поднявшемся над уровнем р.Клязьмы, началась история г.Гороховца. Еще в IX в. здесь возникло первое славянское поселение, а в середине XII в., при князе Андрее Боголюбском, – город-крепость Гороховец на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества. В это время в нижнем течении р.Клязьмы существовала целая цепь сторожевых городов.
Выбор места для городских укреплений был сделан умело. Крутые склоны, ниспадающие к реке, стали серьезным препятствием для врага. Южная часть гороховецкого «кремля» защищалась выкопанным рвом и валом, высотой достигавшим пяти метров. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до наших дней.
Гороховец на протяжении более чем четырех столетий был восточным форпостом и надежным стражем границ Владимирской, а затем Московской, Руси. Его жители первыми встречали многочисленных врагов. Летопись не менее 9 раз сообщает о сражениях под Гороховцом и о сожжениях города в XIII – начале XVII вв. Последнюю осаду древний город пережил в эпоху так называемого «смутного времени», в 1618 г. его сожгли казаки «черкасы». После этого, при царе Михаиле Федоровиче, здесь был основан Троице-Никольский мужской монастырь.
Сначала здесь появился целый ансамбль деревянных монастырских построек. В конце XVII века началось интенсивное каменное строительство.
В результате до нас дошел архитектурный ансамбль, в панораме которого доминирует Троице-Никольский собор с колокольней (1686-1689). Храм выстроен на средства купца Семена Никифоровича Ершова.
На краю северного склона горы находится двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710-1716), построенная купцом Иваном Авдеевичем Ширяевым.
Пужалова гора
Исторический центр Гороховца ютится у подножья Пужаловой горы. Происхождение ее названия объясняет легенда, которая переносит нас в далекие времена татарских набегов:
«В очередной раз татаро-монголы устроили набег на Гороховец. Застал их вечер, и решили они расположиться на горе близ города. В лучах заходящего солнца, в облаках увидели татаро-монголы образ русского воина, который встал над этой горой кроваво-красной со щитом и мечом. Ордынцы увидели в этом дурное предзнаменование. Испугались они, что город им этот не взять, и кровавая будет битва, и отступили». С тех пор стала гора эта называться Пужаловой, от слова «пужаться» – пугаться.
Документальным подтверждением этой истории можно считать зафиксированный в летописи под 1539 г. случай, когда казанские татары неожиданно сняли осаду и покинули гороховецкую землю.
В настоящее время на Пужаловой горе расположен современный круглогодичный горнолыжный курорт с одноименным названием.
Купеческий посад
В XVII в. Клязьма стала важной торговой артерией, а Гороховец, переживая бурный экономический расцвет, входил в число двенадцати самых крупных городов Руси. Среди населения Гороховца стали преобладать купцы и ремесленники, что обуславливалось выгодным торговым положением города. В это время известность Гороховца и его торговых людей шагнула далеко за пределы Владимирщины.
Приток капитала начинает накладывать отпечаток на облик Гороховца. В городе одновременно с каменными церквями строятся и каменные жилые палаты, и административные здания. До наших дней в Гороховце дошло 7 гражданских каменных зданий XVII в. из 20 сохранившихся в России. Это редчайшие памятники древнерусского жилого зодчества.
На улице Набережной можно видеть целый фрагмент жилой архитектуры древнерусского города:
- Дом Канонникова (ул.Набережная, 44). Формы его строгой архитектуры выразительно подчеркивают немногие декоративные детали. Новшеством для гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница. Это был новый этап в развитии древнерусского крыльца, когда оно стало превращаться из наружного элемента здания во внутренний.
- Дом Опарина (Селина) (Набережная, 42). Главная особенность дома, безусловно, его красное крыльцо. Оно сильно выдвигается вперед, светелка стоит на приземистых, мощных опорах. Фотографии дома были помещены почти во все советские учебники по истории архитектуры.
Экскурсия по экспозициям купеческого Дома Ершова (Сапожникова)
Экспозиция представляет собой олицетворение одного из самых важных для Гороховца периодов, времени его расцвета, времени его величия - последнюю четверть XVII в. Интерьеры купеческих палат этого периода отдают дать памяти купечеству, благодаря которому Гороховец приобрел свой славный облик и прославился каменными домами и великолепными соборными и монастырскими комплексами. Экспозиции расположены на втором парадном этажа Дома Сапожникова (Ершова) и повествуют и жизни первого купца - торгового человека гостиной сотни - Семена Ершова.
Экспозиция, размещенная на третьем этаже купеческого Дома Сапожникова (Ершова) кон. XVIIв., является отражением быта торгового сословия кон. XIXв. Восстановленные интерьеры парадных и жилых комнат погружают в атмосферу благородного времени, преисполненного достоинства и аристократизма. В основу экспозиций легли подлинные предметы, принадлежавшие семье последних владельцев Дома - семье Сапожниковых.
Интерактивная программа «В гостях у царя Гороха»
Наиболее яркие страницы в летопись деревянного зодчества Гороховецкого края вписаны топором местных плотников, вошедших в историю под именем «якушей» - по названию одного из сел уезда. В прошлом слава якушей была настолько громкой, что В.И. Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где оно обозначает «плотников - резчиков для украс на избы и суда».
Самые колоритные произведения гороховецкого модерна и неорусского стиля – деревянные особняки, строившиеся в нач. ХХ века местными купцами и промышленниками на окраинах разросшегося города.
Оригинальный сплав «русского» стиля и модерна представляет собой дом Шорина, возведенный предположительно по проекту архитектора Ю.Ф. Бруни. Дом построен Михаилом Ивановичем Шориным, управляющим котельно-судостроительным заводом своего отца И.А.Шорина.
Иван Александрович Шорин (1860 – 1918), крестьянин-предприниматель, в 1902 году основал в Гороховце на правом берегу Клязьмы судостроительный завод, который стал специализироваться на постройке транспортных и рейдовых судов, морских рейдовых барж, пароходов и теплоходов для рек Волжского бассейна и Каспия.
Асимметричность дома Шорина, разновысотность объемов, причудливость их завершений, создают живописную и необычную композицию. В декор дома широко введена пропильная резьба, которой украшены разнообразные подзоры, причелины, полотенца, карнизы. Это один из лучших в России памятников деревянной архитектуры.
В настоящее время этот сказочный терем занимает Дом народного творчества и ремесел. Здесь же радушно встречает гостей знаменитый Царь Горох. Угощает гороховой кашей, со скоморохами частушки поет, да народными забавами развлекает.
Мастер-класс по росписи гороховецкой игрушки
Старинные гороховецкие игрушки находятся в известном Музее игрушки в Сергиевом посаде и в некоторых других коллекциях.
По своему характеру эти игрушки близки к богородским, но отличаются от них и типажом, и техникой исполнения. Они более архаичны, грубоваты по форме и раскраске, экспрессивны и очень фактурны. Считалось до сих пор, что традиция игрушечного дела в гороховецком крае давно прервалась. Однако, по исследованиям последних лет, можно сделать вывод о том, что отдельные мастера-игрушечники были в Гороховецком районе всегда, так что традиция поддерживалась, и сейчас она начинает возрождаться.