Гороховецкий судостроительный завод

В 1892 году фабрикант С. И. Семёнычев в Гороховце основал завод по производству металлических ёмкостей, судов и различных металлоконструкций, который позднее перешел к предприимчивому выходцу из гороховецких крестьян-отходников, фабриканту Ивану Александровичу Шорину. 

 

 Гороховецкий судостроительный завод

 

За несколько лет Шорин, расширяя и совершенствуя производство, перенес его на новые площади, все более позиционируя многопрофильное предприятие как судостроительное.

В первые годы активно выпускались наливные металлические баржи грузоподъёмностью до 550 тысяч пудов и морские рейдовые баржи до 110 тысяч пудов для Волго-Каспийского бассейна, которые пользовались большим спросом на рынке, а также резервуары для нефти, металлические стропила, сельхозмашины и орудия. В 1907 г. по заказу председателя Нижегородского биржевого общества Д. В. Сироткина, на Гороховецком судостроительном заводе была построена крупнейшая на тот момент в мире речная нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», имеющая помимо уникальных размеров и грузоподъёмности, новые прогрессивные обводы корпуса, разработанные известным инженером Владимиром Шуховым.

Постройка «Марфы Посадницы» и ещё ряда крупных барж, а также речных буксирных пароходов для Волго-Каспийского бассейна ввело завод в ряд признанных судостроительных предприятий России.

 

Гороховецкий судостроительный завод. Наталья Нарышкина

Гороховецкий судостроительный завод. "Наталья Нарышкина"

 

Развитие производства вызвал процесс возвращения в Гороховецкий уезд рабочих-отходников и их семей, население города в период 1897—1914 гг. возросло с 2297 до 5415 человек. В 1915 году на заводе работало около 900 рабочих. После революции 1917 года Иван Александрович Шорин добровольно передал завод под контроль рабочих.

В 1924 году завод включен в первую советскую программу судостроения, началась реконструкция, построены разметочная, кузница, лесопилка, пополнено оборудование.

В советское время непрерывно росли масштабы и технический уровень производства. До 1941 года выпускались баржи и паровые буксиры.

 Гороховецкий судостроительный завод. Алексей Стаханов. 1936

Гороховецкий судостроительный завод. "Алексей Стаханов". 1936

 

В годы Великой Отечественной войны заводу был присвоен № 343. Для нужд фронта судостроителями города выпущено около 200 десантных мотоботов, которые принимали активное участие в десантных операциях на фронтах войны.

 

Гороховецкий судостроительный завод. Мотобот

Гороховецкий мотобот

 

В 1950-х гороховецкий судостроительный завод претерпел масштабную модернизацию и ещё более расширился, став градообразующим предприятием. В 1960-х завод перешел от постройки барж к строительству сухогрузных судов «река-море» типа «Балтийский», также строились морские танкеры грузоподъемностью 500 т., водоумягчительные суда, рыбопромысловые суда для Каспия, водолазные боты и суда размагничивания для ВМФ. 

 

 Гороховецкий судостроительный завод. Здание цеха

Гороховецкий судостроительный завод. Здание цеха

 

 

Гороховецкий судостроительный завод. Судно размагничивания типа "Глобус"

Гороховецкий судостроительный завод.  Судно размагничивания типа "Глобус"

 

К 1980-м годам, после закрытия судостроительной программы на Петрозаводе, он стал ведущим предприятием страны по производству портовых буксиров-кантовщиков (до 1995 года построено около 190 буксиров) и единственным судостроительным заводом Владимирской области, численность рабочих достигала 3500 человек. Завод внес значительный вклад в развитие города.

 

Гороховецкий судостроительный завод. РБ-1 (буксир-кантовщик)

Гороховецкий судостроительный завод. РБ-1 (буксир-кантовщик)

 

В связи с общим кризисом в стране объёмы производства стали падать с конца 1980-х, в 1996 году выпуск судостроительной продукции полностью прекратился, завод был объявлен банкротом и переведён на конкурсное управление.