Изразцовое искусство в Гороховце уездном

Изразцовое искусство

Слушать подкаст

Изразец – слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» – так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Украшать изразцами печи в старину могли позволить себе только в зажиточных домах. Каждая плитка стоила столько же, сколько 30 килограммов ржи. По тем временам большие деньги.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. Мощь Владимиро-Суздальской Руси, в том числе творческая, еще не была на тот момент расшатана монголами. В ходе археологических раскопок именно здесь были найдены первые ценные русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.

Во Владимирском крае сохранилось значительное количество изразцов разных видов оформления, как местного, так и иногороднего производства (в основном балахнинского). Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью), и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов. Второе дыхание многоцветной поливной керамики придала уже эпоха освобожденной Руси, начиная с конца 15-ого века. Изразцы более позднего периода (XVIII в.) с росписью кобальтом по белой эмали, знаменитые «голландские» изразцы, на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

По свидетельству Барановой Светланы Измайловны, кандидата искусствоведения, доктора исторических наук, сотрудника Московского государственного музея-заповедника Коломенское, документов, указывающих на производство изразцов на Владимирской земле, следовательно, и в Гороховецком уезде, обнаружено немного. В челобитной 1623 г. к царю Михаилу Федоровичу владимирские кирпичники говорят о том, что «кирпичные и образцовые запасы делают в избах…» Можно сделать вывод, что изготовлением изразцов могли заниматься как кирпичники, так и гончары. Это не случайно, ведь зарождение изразцового промысла на основе кирпичного производства было характерной чертой истории провинциального изразцового искусства.

Установлено, что во Владимирском крае в XVII – XVIII в. в. изразцы изготавливали во Владимире, Суздале, Муроме, Александрове. Юго-восточную и восточную окраины, где расположился Гороховецкий уезд, изразцами обеспечивала Балахна. Изделия балахнинского производства можно сравнить только с Москвой или Ярославлем. Это проявилось и в масштабах производства, и в высоком мастерстве изготовления как печных, так и архитектурных изразцов. Балахнинские изразцы и печи были распространены на большой территории от Оки до Верхнего Поволжья. Балахна обеспечивала изразцами Нижний Новгород и его округу, Флорищеву Пустынь, верхневолжские города (Юрьевец, Лух, Пурех, Пучеж), приокские города, в том числе Муром и Муромские окраины, клязьминские города (Гороховец, Вязники, Владимир, Суздаль). Балахнинские изразцы были хорошо известны в Москве.

Сопоставление и анализ дошедших до нас исторических документов дает возможность предполагать, что во второй половине XVII и начале XVIII вв., в период расцвета поливной и расписной керамики, наиболее вероятным пунктом выделки изразцов необходимо признать еще Суздаль. Отсюда, вероятнее всего, получали изразцовые изделия такие населенные пункты, как Ковров, село Иваново, Вязники и монастыри Гороховецкого района, так как все они были тесно связаны с Суздалем в церковно-административном и хозяйственном отношении.

В дальнейшем изразцовое искусство во Владимирской губернии развивалось и уже к н. XIX в. существовало несколько развитых крупных производств. По сведениям первого исследователя изразцового производства Владимирского края Алексей Иванович Иванова «Забытое производство. Очерки изразцовой промышленности Владимирского края» (1930 г. издания) в губернии насчитывалось свыше 400 кирпичных заводов, из которых самое большое количество падало на Гороховецкий (60 заводов) и Владимирский (50 производств) уезды. Возможно, на некоторых из них изготавливали изразцы.

Если это мы не можем утверждать достоверно, то факт того, что после Александрова самым богатым по изделиям ценинного производства был Гороховец, неоспорим. Ценинная – многоцветная поливная керамика, появилась в России во второй половине XVII века, в связи с усиленным влиянием Запада. По Далю («Толковый словарь»), слово ценинный является синонимом слова ценный, им в старину называли всякую хорошую посуду, привозимую из-за рубежа, в отличие от домашней. Отсюда и заграничные мастера, как мастера более ценных вещей, назывались ценинными мастерами. В некоторых случаях слово ценинный приобретало значение синонима слова синий. Так, были тафта, камки (цветная ткань) и финифть «ценинного» цвета. Отсюда первоначально ценинными назывались изразцы, покрытые синей поливой. Но так как в рассматриваемый период в изразцовом производстве одна синяя полива употреблялась крайне редко, то наименование ценинный прилагалось вообще к изделиям разноцветной поливной керамики.

Гороховец, столь любимый гороховчанами, в настоящее время является одним из самых замечательных исторических уголков. Здесь до сих пор сохранилось 8 гражданских каменных строений XVII—ХѴIII вв. (дома Сапожникова, Селина, Шумилина, Судоплатова, Канунникова, Румянцева и Белова) и ряд памятников церковного зодчества XVII в. В этих старинных сооружениях довольно долго сохранялись замечательные ценинные печи.

Наиболее замечательные печи находились в доме Сапожникова. Судя по технике и орнаменту, нужно думать, что существовавшие в доме печи поставлены были в разные времена.

В 1924 г. на чердаке дома Сапожниковых среди всякого мусора были найдены несколько десятков изразцов, являющихся остатками не одной ценинной печи. Первую группу составляют изразцы с рисунками восьмилепестного цветка (ромашки) посредине, окруженного волнистыми линиями. Фон — светло-зеленый, линии — белые, а лепестки цветка — желтые и белые вперемежку.

Вторая группа изразцов имеет рельефный рисунок: по синему полю цветочки гвоздики и вишневые ветви с ягодами. Рельефы покрыты белой поливой.

Изразцы третьей группы изображают цветочно-травянистый узор персидского мотива; среди цветов как будто выделяются гвоздика и вишня. Фон изразцов – зеленовато-фисташковый, цветы белые и желто-горчичные.

Судя по тщательности отделки и яркости красок, печи, составленные из подобных изразцов, должны были представлять великолепное украшение комнат. В красной палате изразцовая печь сохранялась до 1943 года, самая же ранняя была продана в 1876 г. за 30 рублей.

В описаниях исследователей изразцовой керамики сохранилось описание печей в доме купчихи Шумиловой. Так у историка, исследователя Б. Веселовского читаем: «Общая форма этих печей с исторической стороны не представляет ничего интересного, потому что они были несколько раз переделаны, даже в недавнее время; изразцы же по рисунку и форме принадлежат к XVII веку». Печи имели арочные основания и обложены довольно крупными по размерам изразцами, которые в общей сложности составляли один узор: вазы с цветами в медальонных рамках на одной печи и восьмиконечные розетки на другой. Карнизы убраны изразцами со стилизованным растительным орнаментом.

К сожалению, в настоящее время в Гороховце не сохранилось ни одной печи.

Гороховец с высот орлиного полета
Любуюсь на твои красоты,
Гороховец, старинный град,
С высот орлиного полёта
Мой взор не ведает преград.

Несёт неторопливо воды
С древнейших пор, через века,
Живое детище природы,
Здесь Клязьма, славная река.

В её зеркальном отраженье
Зелёный дым твоих садов,
Покой и умиротворенье
Периной лёгких облаков...

Полны таинственности стены
Твоих купеческих палат,
Что быль столетий, перемены
В немом молчании хранят...

Как символ святости и веры,
Снег белых стен монастырей.
Бальзам на душу – свежесть скверов
Да колокольный звон церквей...

Зелёный бархат горных склонов
Чарует мой пытливый взгляд.
Нежнейших струн души затронув,
Спокойно дышит древний град...
Любовь Александрова