Пучалка
Горох - растение, часто используемое на Руси в обрядовой практике. Интересно, что слово горох плотно вошло в русский язык и русский фольклор. Мы часто можем встретить горох в пословицах и фразеологизмах. Рассыпался горох на семьдесят дорог. Как об стену горох. При царе Горохе. Горох да репа – завидное дело: кто идет, тот и сорвет. И за морем горох не под печью сеют. Многие легенды связывают происхождения гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох. Легенды древней Руси гласят о дивном русском богатыре Горохе, рожден он был из горохового зернышка, и освободившем землю русскую от змея лютого. Горох называли - Царем всех бобовых, а, упоминая об особенностях глубокой древности, говорят: "Это было при Царе Горохе".
В 2001 году Гороховецкий Дом народного творчества приступил к изучению традиционного блюда, которое готовилось на свадьбы, на поминание усопших, на Святки и великий пост: гороховой каши. Из работников Дома творчества во главе с Кузиной Эльвирой Владимировной была создана группа для экспедиции по деревням и селам Гороховецкого района. Экспедиторам стал интересен и тот факт, что в 1781 году Екатерина II утвердила герб Гороховца. В верхней части герб Владимирский; в нижней части "в золотом поле выращенный на черных тычках горох. Наверное, именно этот факт и послужил толчком. Почему именно горох? Почему не другая культура?
Из рассказа Эльвиры Кузиной о том, как проходила экспедиция: «Шли недели, месяцы кропотливых поисков. Ездили по деревням, заходили в каждый дом многократно, пытаясь найти хоть маленькую зацепку, по маленьким горошинкам собирали информацию. Стариков - долгожителей почти не осталось. Очень часто звучала фраза: «Вот бы пораньше, вам бы моя бабушка такую пучалку приготовила».
Но надежда не покидала нас, мы понимали, что нельзя ставить точку, пока не отыщем того, кто знает секрет приготовления гороховой каши. В очередной раз, посещая деревню Тураково, мы узнали, что на Святки готовили гороховую похлебку и гороховую кашу (Пучалка). Пучалка - вот то, что мы искали. Это была она , гороховая каша – Пучалка. Тут- то нам и сказали, чтобы мы нашли Журкину Онисью Алексеевну 1929 года рождения. Она все помнит и до сих пор на поминки и для свадеб «Пучалку» готовит.
И вот мы окрыленные подходим к дому, где все ожидания должны сбыться. Стучимся в дверь, в ответ тишина. И по спине пошла дрожь, как будто в этот момент мы потеряли что-то очень для себя дорогое. На помощь пришли соседи, сказав, что бабушку Онисью забрала к себе дочь. Параллельно с этими поисками велась и другая работа. Мы стали искать все, что связано с горохом. Нами были изучены обереги с горохом, прочитано множество сказок о горохе. За это время мы разработали и выиграли грант «Горохов день». Велась работа и в соседней, Нижегородской области о связи традиций. И, наконец, мы отыскали Журкину Онисью Алексеевну. С замиранием в сердце слушали ее вдохновенный рассказ, не перебивая ее вопросами: - Тут ведь как готовить надо, чтоб настроение хорошее было. А то встанешь давеча с не той ноги, знать лучше не готовь, вся каша пригорит. Ведь все раньше с молитвой начинали, вот и тут помолиться надо. Коли молиться, не будешь, каша как замазка получится. Вот беру горох и в углы кидаю, по горсточке, а про себя говорю, ч
тоб жилось хозяину не плохо. Ну, вот в углы бросила, глянь- ка, две штуки прилипло, знать везенье будет. А теперь водой его промываю, пока она прозрачной не будет. Потом на сковородку и на шесток, чтоб просох и зарумянился чуть - чуть. В это время печь топится. Я сало беру, ну коли, нет, так масло постное. Лук порежу мелко, чтоб потом его только привкус остался. Тут и горох уже поспел. Чугун беру большой, поглажу бока у него, глядишь, и каша вкусней будет. Насыпаю в него горох, залью водичкой. Все ставлю в печь. Когда горох закипит надо пенку снять, а потом опять в печь. Тут лук с маслом или с салом пережариваешь на плите от подтопка, потом все это перетираю, чтоб кашица получилась. Глядишь время и кашу вынимать. Все отправляешь в кашу, и посолить не забудь. Как печь прогорит, опять горшок отправляешь. Я так на ночь оставляю, так и бабка моя делала. Да и соседки мои те, кто постарше тоже так готовили.
Тут нам стало интересно, и мы решили спросить, почему оставляли на ночь.
-В печи домовой греется, заодно и кашу мешает. Ему всю ночь не грустно и каша веселая получается. На утро встанешь, а она горячая. Поешь ее, и пучить начинает, организм очищаться начинает. В этот момент бабушка Онисья рассмеялась, и мы вместе с ней. Свой рецепт она передала своей дочери Надежде.
Сейчас «Пучалка» завоевала многие сердца и вкусы. Всех гостей и всех желающих мы угощаем и делимся секретом приготовления нашего Гороховецкого угощения».
1 июня 2016 года технология изготовления традиционной каши «Пучалка» в деревне Тураково занесена в Единый реестр нематериального культурного наследия Владимирской области.
Материал подготовила Кузина Эльвира Владимировна