Бакушинский Анатолий Васильевич
Анатолий Васильевич Бакушинский (1883 -1939), доктор искусствоведения. Вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.
29/16 апреля 1883 года родился в селе Верхнем Ландехе, Владимирской губернии. Предки, польского происхождения, с давнего времени обрусевшие, - в течении нескольких поколений жили в старинном городе Гороховце, Владимирской губернии, занимались ремесленным трудом. Дед – портной. Отец – разнорабочий. Мать – из старинной «крепкой своим укладом купеческой семьи». Поблизости Верхний Лендех размещались старинные центры иконописи Холуй и Палех, где грядущий ученый мог следить за работой местных художников-иконописцев. Там он по-настоящему увлекся рисунком и скульптурой, мечтая посвятить себя профессии художника. И хотя задуманное не осуществилось, полученные в юности знания и навыки неизменно помогали в будущей деятельности Бакушинского-искусствоведа.
В 1911 году Бакушинский окончил историческое отделение историко-филологического факультета Юрьевского университета (нынче - г. Тарту). В течение шести лет помимо истории он изучал историю искусств, основательно занимался философией. В 1912 году Бакушинский поступил в Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина. Созданный в Москве институт для лиц, уже имевших высшее образование, отличался особой программой. В течение двух лет студенты наряду с общеобразовательными дисциплинами занимались музыкой, пением, физическими упражнениями , необходимыми для гармонического развития.
Основное же внимательность уделялось разработке самой методики преподавания, что и привлекло Бакушинского. Получаемые в институте знания он благополучно реализовывал в своей собственной педагогической деятельности в московском Петропавловском училище. Проблемы художественного воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в разработанной им в 1918 -1921 годах системе художественного восприятия ставился Бакушинским на "непосредственное творческое переживание произведения искусства". В 1925 году издает книгу, обобщающую результаты исследования «Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования по материалам пространственных искусств».
С 1920 года Бакушинский читает лекции в Высших государственных художественных мастерских, в 1-м Московском Государственном университете, Литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова и в Институте философии, литературы и искусства. С 1917 года по 1926 год Анатолий Васильевич являлся хранителем галереи - собрания русского искусства, принесённого в дар Москве в 1909 году банковским служащим Цветковым. С 1927 года и до конца своей жизни заведующий отделом графики Государственной Третьяковской галереи.