Гороховецкие пленэры
Пленэр - (франц. plein air, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться в русском языке) в творчестве мастеров пейзажной живописи, таких как В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь.
«Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горам в каком-то игрушечном стиле… и столько старых каменных домов, сколько их нет во всей остальной России. Другого такого "Китежа" я не знаю"... - писал о Гороховце в своем дневнике Игорь Эммануилович Грабарь
Красота природы, которая внесла свой внушительный вклад в обаяние и неповторимый облик древнего Гороховца, не остается незамеченной художниками на протяжении столетий. Небесная лазурь или тяжелое серое небо, бескрайние просторы, открывающиеся взгляду с высокого берега реки Клязьмы, холмы, поражающие буйством красок и неповторимостью в разные сезоны года – таким предстает этот дивный город на полотнах мастеров.
М.А.Дмитриев в книге «Князь Иван Михайлович Долгорукой и его произведения» пишет: «…между Гороховцом и Вязниками нельзя не плениться …уголком земли, в котором природа рассыпала столько прелести…. Унылое воображение находит здесь самую приятную пищу…».