Разработано совместно с Eco-Joom.com


На территории бывшего Николаевского (ныне Свято­Троице­Никольского) монастыря вдоль юго­западной стены до 1930­х гг. находилось кладбище, где погребали не насельников обители, как может показаться, а гороховецких благотворителей, общественных деятелей, представителей дворянского и купеческого сословий, высокопоставленных чиновников, участников и героев разных воин. Это, можно сказать, элита гороховецкого общества XVIII­XIX столетий.
Современная асфальтовая площадь с зеленым сквером во многом утратила свой былой облик и приобрела новый масштаб. Еще в XVIII веке на территории сквера, разрезая площадь надвое, доживал свои дни воеводский двор.
Притупление чувствительности барабанной перепонки - необходимое последствие котельного промысла, проходящего посреди постоянного грохота... молота о заклепки котлов, листов железа. 

Из «Материалов для оценки земель Владимирской губернии». 1901 год. 

Тогда и получили гороховецкие котельщики прозвище «Глухари». Наряду с известным недостатком оно характеризовало собой мастера высокой квалификации, так что тех, к кому оно прикрепилось, брали на работу без обязательного в ту пору испытательного срока.
На рубеже XIX и XX столетий по числу староверов, которых здесь насчитывалось в самом начале XX века 12173 души обоего пола, Гороховецкий уезд занимал первое место в епархии. Старообрядчество в Гороховецком уезде держало в своих сетях 1/8 часть всего населения уезда.
В октябре 1611 года к ополчению первыми примкнули Балахна и Гороховец. В составе ополчения Гороховецкий отряд прошел от Нижнего до Москвы и осенью 1612 года участвовал в освобождении столицы от захватчиков. 
В XII веке одна из волн славянской колонизации, распространявшаяся вниз по течению реки Клязьмы, достигла места ее впадения в Оку. По высокому правому берегу полноводной Клязьмы они поставили свои городки: Стародуб, Ярополч и град Святой Богородицы Гороховец. Почти одновременно с Гороховцом, на устье Клязьмы возник еще один, самый восточный в княжестве, город Бережец. 
В Гороховецком районе выпекались нескольких видов обрядового печенья, связанного с различными календарными датами (Средокрестьем, днем св. Евдокии, днем Герасима-Грачевника, Благовещением, днем Сорока мучеников, Лазаревской субботой и Вознесением). Печенье имеет разные формы – птичек (жаворонки, грачики, голуби), лесенок и крестов. Издавна гороховчане пекут  три вида зимнего обрядового печенья: святочное, крещенское и масленичное. Святочное печенье – коляды, кокурки и козьи ножки – являлось угощением для колядовщиков. Обрядовое печенье использовалось в животноводческой и сельскохозяйственной магии, в гаданиях и поминальных обрядах, в детских играх и просто в качестве угощения.
Специалисты по изучению фольклора считают, что легенды не рождаются на пустом месте. Создание легенды начинается с обычного разговора о том, что было в действительности. Переходя из уст в уста, история обрастала невероятными и сказочными подробностями, преувеличениями и художественным вымыслом. Таинственность и мистическое обрамление легенд будоражит воображение искателей приключений и самоотверженных исследователей истории, привлекает туристов в места, где прошлое и настоящее сплетаются в сюжетах городских преданий. Гороховец  является настоящим городом – легендой,  где на каждом шагу можно прикоснуться к  тайнам  истории.