Разработано совместно с Eco-Joom.com

19.10.2015

Первый исследователь Антарктиды СИМОНОВ Иван Михайлович (1794-1855)

СИМОНОВ Иван Михайлович (1794-1855) - астроном, профессор, член-корр. Петербургской АН ректор Казанского университета, первый исследователь Антарктиды.

Родился в г. Астрахани (по другой версии в г.Гороховце) 1 июля (20 июня) 1794 года в семье гороховецкого мещанина Михаила Дмитриевича Симонова, получившего в 1787 году в Гороховецком городском магистрате «в разные города и уезды паспорт» для осуществления за пределами Гороховецкого уезда торговой деятельности.

Получив в 1808 году начальное образование в Астрахани, поступил в Казанский университет. По его окончанию 1812 году, в возрасте 18 лет, был утвержден в звании магистра математических наук. Оставленный при университете, Симонов одним из первых в России посвящает себя астрономии, создает методику астрономических наблюдений и конструкцию отражательного прибора. В начале 1814 года он назначен на должность адъюнкта, в конце того же года - экстраординарного профессора.

В 1819 году Иван Михайлович вошел в состав кругосветной экспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, главным результатом ее стало открытие Антарктиды. И.М.Симонов находился на шлюпе «Восток» адмирала Лазарева и стал первым ученым, посетившим пятый континент. Проводя астрономические исследования, он работал без всякой помощи, не пропускал ни одного часа, отмечая показания приборов не только днем, но и ночью, заставляя будить себя ежечасно. То есть в течение четырех месяцев он практически не спал. Даже видавшие виды тогдашние матросы, годами не сходившие с палуб, удивлялись терпению и выносливости этого человека, помогая ему управляться с многочисленными приборами.

По окончании экспедиции о полученных результатах он доложил в «Слове об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света и, особенно, в Южном Ледовитом море в 1819, 1820 и 1821 годах». Вскоре отчет был опубликован в Европе на немецком и французском языках.

В 1847 году Симонов становится ректором Казанского университета, сменив на этом посту известного математика Н.И.Лобачевского. В 1833 году им была основана Казанская Астрономическая обсерватория.

Мировая наука по заслугам оценила научную деятельность И.М.Симонова. С 1824 года он стал членом Парижского географического общества, с 1825 – Римской академии наук, с 1829 - членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, с 1830 – Московского общества испытателей природы, с 1846 – русского географического общества, с 1847 – французского общества статистики. Его именем названы северо-восточный мыс на острове Петра I и необитаемый остров в южной части Тихого океана, открытый в 1820 году.

19 апреля 1846 г. император Николай I подписал грамоту о жаловании дворянства и дворянского герба действительному статскому советнику И.М.Симонову.

Выдающийся ученый, автор многочисленных трудов по математике и астрономии, основатель одной из лучших в России и Европе астрономической обсерватории И.М.Симонов умер 21 (9) января 1855 года.