Белое браное ткачество - уникальный художественный промысел Гороховецкого уезда

Белое браное ткачество – уникальный художественный промысел Гороховецкого уезда

Слушать подкаст

Одностороннее двухуточное белое браное ткачество – уникальный художественный промысел Гороховецкого уезда, сегодня этот феномен признан объектом нематериального культурного наследия. Этот вид ткачества – разновидность традиционного узорного браного ткачества. А что такое браное ткачество в целом, и чем оно отличается от белого браного ткачества? Только ли цветом? Какой смысл заложен в утонченном сложном рисунке, выполненном в технике узорного браного ткачества. И почему в уездной глубинке полотенцам отводилась столь значимая роль?

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации ткани, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки шириной 4 сантиметра с заостренным носиком – бральницы. Браное ткачество характерно тем, что саму ткань создает один уток – фоновый, узорный же пронизывает ткань и ложится то на нее, то под ней, но в формировании самой ткани никакого участия не принимает. Таким образом, рисунок на поверхности полотна появляется параллельно с его созданием, ряд за рядом складывается волшебный узор. В традиционном узорном браном ткачестве использовались, как правило, два цвета: белый и красный, но иногда дополнительный – черный, в более поздний период и другие цвета. Можно увидеть образцы, в которых тканый узор дополнялся вышивкой.

По внешнему виду браное ткачество напоминает вышивку вперед иглой: и там и здесь цветная (или в нашем случае белая) узорная нить проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение.

Техника узорного браного ткачества была очень трудоемка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

Одностороннее белое браное ткачество, о котором идет речь, явление локальное, сосредоточено было лишь в двух уездах Владимирской губернии: Вязниковском и Гороховецком.

Чем же отличается традиционное узорное браное ткачество от одностороннего белого браного ткачества?.. Цветом?.. И цветом тоже. Данная разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым (узорным) утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. За счет того, что нить, создающая узор, была в несколько раз толще фонового утка, создающего основное полотно, рисунок получался рельефным, выпуклым, это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Вязниковского и Гороховецкого уездов.

Вот как пишет Н.С. Корсун, автор статьи в каталоге выставки Государственного русского музея «Русское народное ткачество и керамика» (1976 год): «Среди многоцветных и сложных узоров народных тканей центральной полосы России выделяются своим тонким колоритом тканые изделия Владимирской губернии. Рисунок в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов выполнен белым или розовым утком по белому фону. Экспонируемые на выставке полотенца отличаются сложностью композиции, изысканностью цвета».

В традиционном узорном браном ткачестве изделие было двухсторонним, его можно было использовать, как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Занавеска, декорированная традиционным браным ткачеством, в русской крестьянской избе отделяла бабий кут от «чистой» избы и служила украшением и там, и здесь, то есть. равноправно «работали» обе ее декоративные поверхности, ни одна из них не воспринималась как изнанка.

Более поздний односторонний вид белого браного ткачества, который проник и закрепился во многих деревнях Гороховецкого и Вязниковского уездов, как отмечают исследователи с 1860-1870 годов до 1920-х, использовали для декорирования полотенец и рубах (ткали надподольницы).

А теперь постараемся ответить на вопрос: «Почему в уездной глубинке полотенцам отводилась столь значимая роль?» Любое важное событие в жизни наших предков от рождения до смерти не могло состояться без использования в нем полотенец. Полотенце для человека было не просто вещью утилитарной (бытовой), но имело глубокий обрядовый смысл. С древности за ним закрепилось значение оберега, полотенце было символом добрых сил, светлого начала. С пожеланием благополучия дарили узорные полотенца родным и близким на свадьбах, участвовали полотенца и в обряде сватовства. И в наши дни полотенца используются в свадебных обрядах, при крещении и погребении – настолько сильны традиции предков.

Что можно сказать об орнаментах, которые мы видим на полотенцах, найденных на территории Гороховца и в его окрестностях?

Сама техника узорного браного ткачества обуславливает геометрический характер орнамента, чаще всего рисунок состоял из горизонтальных полос, заполненных ромбами, треугольниками, розетками. Иногда попадаются изображения животных, человеческих фигурок, чаще женских в расклиненных треугольником юбках, геометризированных деревьев, веточек.

В замысловатых, рельефно просматриваемых узорах доминируют ромбы разной величины – линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таит в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Женская фигура символизировала род. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами.

В двух из числа известных на сегодняшний день полотенец в технике одностороннего белого браного ткачества восточной части Владимирской губернии в одной из полос орнамента представлены две геометризированные мужские фигуры между изображениями коней, над которыми в одном случае изображены малые птицы, в другом – маленькие растения. Спина животных имеет значительный прогиб, что характерно для северной традиции изображения оленя и лося. Это говорит о возможном влиянии традиционного узорного ткачества северных районов на наш феномен, но это утверждение, как говорят исследователи, требует дальнейшего изучения. Так же как и связь белого браного ткачества со старообрядчеством, широко распространенным в восточной части Владимирской губернии. Можно предположить, что именно на этой почве и мог сложиться синтез новой текстильной технологии и «эстетики ревнителей древнего благочестия». Думается, что изысканный белый и бело-розовый колорит исследуемых полотенец как нельзя более соответствует представлениям о светоносном начале, духовной чистоте и совершенстве.

В заключение хочется сказать, что каждый образец, декорированный в технике узорного белого браного ткачества, – это драгоценное наследие рукодельниц ушедшего времени. Это труд наших прабабушек, еще совсем недавно живших на этой земле, но в ином измерении и по-иному воспринимавших смысл этого бытия. Возникает огромный интерес и желание понять суть и смысл драгоценного наследия, доставшегося нам. Разве не заслуживает данная техника возрождения именно здесь, на Гороховецкой земле, территории ее бытования.