Гороховец – кладезь купеческих традиций

Гороховец - Архитектура

Слушать подкаст

Город Гороховец известен с 1168 г. Земли вокруг Гороховца уже в XI веке были заселены славянами. Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, с правой стороны, сооружённых в XII веке, достигала пяти метров. В 1239 г. Гороховец был сожжён монголо-татарами дотла, после чего жизнь в городе надолго замирает. В 16 веке Гороховец принадлежит Нижегородскому княжеству, затем - Московскому. Последний раз город – крепость Гороховец был сожжен польским королем Владиславом и казаками черкасами в 1618 году.

По указу Михаила Федоровича Романова, на месте форт поста в середине семнадцатого века был основан Николаевский Гороховецкий мужской монастырь. В панораме монастыря доминирует Троицкий собор (1681-1689). С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня, построенная в те же годы, что и собор, и составляющая с ним одно целое. Это первая по времени каменная колокольня. На краю северного склона горы, в линии монастырской ограды, стоит двухэтажная церковь Иоанна Лествичника (1710—1716). Чтобы впечатление от монастыря осталось более цельным, нужно представить, что в XVIII веке он со всех сторон был огражден стеной. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. Несколько таких изразцов с мотивом «вазона» еще сохранились. На восточной стороне ограды располагались кельи и святые врата с церковью Покрова (1689). Здесь пролегала основная дорога из города в монастырь. Все основные постройки Никольского монастыря располагались по периметру комплекса, создавая вместе с оградой своеобразное пространственное обрамление основному архитектурному сооружению-Троицкому собору. К этому монастырю был приписан монахом Серафим Саровский.

С левой стороны от центрального входа в монастырь расположена дорожка, которая выведет вас на смотровую площадку.

В 17 веке начинается «золотой век» Гороховца. В это время Гороховец являлся административным центром уезда, статусы Владимира и Гороховца были одинаковы. Среди населения стал преобладать торговый и ремесленный люд. Что обуславливалось выгодным торговым положением. В 1667 году был принят Новоторговый Устав, который гласил, что торги являются главным государственным делом. Таким образом, получив поддержку от государства, торговые интересы гороховецких купцов выходят за рамки Макарьевской ярмарки, завоевывая и другие рынки страны. Приток капитала накладывает отпечаток на облик Гороховца, начинается каменное жилое строительство. Делаются богатые пожертвования купечества на строительство монастырей и храмов. Тут их щедрость не знала границ. Гороховец — один из немногих городов России, где сохранилась гражданская архитектура XVII века. На сегодняшний день в России гражданских построек этого периода сохранилось около двадцати. Из них семь находятся в Гороховце. Причем среди семи сохранившихся каменных палат Гороховецкого посада нет двух одинаковых. У каждой из них свой «ранг». Не зря Гороховец называют «Столицей каменных купеческих палат 17 века».      Осмотрев памятники Никольского монастыря, следует продолжить осмотр другого древнего комплекса архитектурных построек, раскинувшегося внизу на посаде — городского Благовещенского собора с колокольней (1700) и теплой церкви Иоанна Предтечи (начало XVIII в.). От Никольского монастыря сюда можно спуститься по крутой, петляющей меж кустов дорожке северо-восточного склона или же по лестнице, ведущей к набережной реки Клязьмы. Двухэтажный каменный купеческий дом аскетичного внешнего вида, выдержанный в традициях русского архитектурного стиля. Был построен в конце XVII века. Первоначальный владелец здания не известен.  В 1771 году оно принадлежало «купеческой жене вдове Катерине Канунниковой». И вплоть до муниципализации в 1919 году, палаты принадлежали представителям фамилии Канонниковых. Купцы жили скромно, и это сказалось на отделке дома. Здание построено без особых архитектурных украшений. Семья была большой и палаты строились вместительными. Новшеством для гороховецкого зодчества оказалась встроенная парадная лестница, ведущая из сеней верхнего этажа на второй. Это был уже следующий этап в развитии древнерусского крыльца, когда оно стало превращаться из наружного элемента здания во внутренний.

В доме Канонниковых, находится археологическая экспозиция «Гороховец в истории России. Наследие поколений».

Великолепный архитектурный памятник XVII века, выполненный в лучших традициях древнерусского каменного зодчества. Расположен на живописном берегу Клязьмы, вблизи Благовещенского собора. После нескольких реконструкций дом сохранил свой исторический облик. Здание имеет внушительный Т-образный объем. Несмотря на богатое украшение окон резными наличниками, оно выглядит строгим и сдержанным. Декор фасадов представлен рифленым межэтажным поясом и карнизом, отделанным лепниной. Главной достопримечательностью особняка является монументальное крыльцо с массивными столпами, пристроенное позднее. Внутри дома сохранились фрагменты первоначальных интерьеров. В доме Опарина находиться городской ЗАГС.

Многие исторические здания Гороховца построены местным купцом и меценатом Семеном Ершовым в XVII-XVIII веках. Его трехэтажный особняк, поражавший в 1680-х роскошью, и сегодня производит сильное впечатление. Само местоположение трехэтажного дома у подножия Пужаловой горы, в стороне от центральной улицы, дало возможность значительно возвысить его среди рядовой одноэтажной застройки, от которой он был отгорожен высоким (свыше 3 м) тесовым забором с дубовыми воротами. Эти ворота – едва ли не единственный сохранившийся образец древнерусской архитектуры малых форм. Столбы ворот украшает искусная резьба, очень сложная по дубу, который в сухом состоянии приближается к прочности железа. Фасадный декор старой части дома характерен для местной архитектуры и даже повторяет некоторые детали узорочья построенных С. Ершовым храмов. Это, прежде всего, заметно в резном оформлении оконных наличников. В декоративном убранстве фасадов нашло отражение функционального назначения этажей. Оконные проемы первого (подклетного) хозяйственного этажа небольшие, простые, без наличников. В подклетях хранились оружие, конская сбруя, одежда, домашняя утварь и съестные припасы. В свое время на все окна были навешены железные ставни с запорами, от «татей», в проемы вставлены кованые решетки. Напротив, окна второго, парадного, этажа имеют богатые фигурные наличники, формы которых чередуются. Кроме того, верх второго этажа декорирован орнаментальным фризом. Сразу бросается в глаза отличие верхнего этажа с простыми прямоугольными обрамлениями окон. Это – поздняя надстройка, очевидно первой половины XVIII в., когда деревянный третий этаж был заменен каменным. Особенностью третьего этажа, который был жилым, является большее число окон, к тому же большего размера – для лучшего освещения верхних помещений, где хозяева проводили основную часть дня. О доме Ершова сохранилось много легенд. Например, рассказывают о нескольких сейфах для хранения золота, ценных бумаг и денег, которые якобы были спрятаны по всему дому. Тайники для купеческих домов были обязательным атрибутом. Еще есть легенда о подземном ходе, который был вырыт при строительстве дома. Якобы он вел далеко за пределы города и мог использоваться, когда нужно было спешно покинуть палаты. Дом в течение своей истории менял хозяев. Одни купеческие семьи разорялись, дом продавался другим. В XVIII веке дом принадлежал уже купцам Ширяевым. Одним из последних владельцев дома был М. Ф. Сапожников, потомственный почетный гражданин Гороховца. В настоящее время в Доме Ершова (Сапожникова) располагаются экспозиции гороховецкого Историко – архитектурного музея: «Гражданская архитектура и быт Гороховца кон XVII – нач.- XVIII вв.» и «Русское купечество: связь времен и судеб».

Наиболее яркие страницы деревянной летописи Гороховца созданы топором местных плотников, следы яркого искусства которых можно здесь обнаружить повсюду. Дом, что за ажурной железной оградой, купца Морозова в Гороховце - творение легендарных гороховецких плотников - "якушей", яркий пример жилой постройки начала XX века. Выполненный в "русском" стиле с использованием элементов модерна, снаружи дом похож на сказочный терем. Деревянный одноэтажный дом светло-серого цвета на каменном подвале построен в стиле позднего русского историзма с элементами модерна. Он выглядит невероятно лёгким и изысканным. Дом украшен резьбой на окнах и фасадах, по бокам кровли поставлены две декоративные башенки. Кровля украшена затейливыми чешуйчатыми башенками, а вокруг ажурный карниз, переходящий в огромные светлые окна-глаза, обрамленные пропильной деревянной резьбой. Глядя на дом, сразу чувствуешь мастерство якушей-умельцев топора, плотников и столяров. Так о них пишет В.  Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». Крыльцо дома, как черты столичной и усадебной архитектуры сливаются воедино в планировке довольно крупной городской усадьбы.

Отлично сохранился внутренний декор: изразцовые печи с рельефными сюжетными картушами, двустворчатые массивные двери, украшенные резными филенками, паркет, лепной декор потолков. В гостиной дома Морозовых можно увидеть мебель, созданную более столетия назад мастерами деревянной резьбы. В старинных интерьерах расположилась экспозиция Музея технической мысли "Марфа Посадница", где отражены этапы становления промышленности Гороховецкого уезда и самого распространенного в уезде отхожего промысла XIX - начала ХХ века - котельного дела. Здесь Вы узнаете о том, что в 1907 году в небольшом купеческом городке была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа "Марфа Посадница", которая произвела переворот в речном судостроении. Особое внимание уделено знаменитому русскому инженеру В.Г. Шухову и «Строительной конторе инженера А. В. Бари», которые приглашали на работы артели гороховецких котельщиков. Здесь же можно посмотреть фильм о В.Г. Шухове, снятый при участии гороховецкого краеведа Н.И.Андреева.

Материал подготовила Педан Ирина Анатольевна